перейти на версию для слабовидящих

Всемирный день безопастности пациентов

Опубликовано: 13.09.2024

Всемирный день безопастности пациентов

Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи.

Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи

сопровождаются определенными рисками для пациентов.

Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные

решения      в    рамках     системы      здравоохранения        –    широкий     спектр

мероприятий по улучшению организации деятельности, в том числе, вовлечение пациентов и лиц, осуществляющих уход для обеспечения безопасного оказания медицинской помощи.

Безопасность        медицинской        деятельности        –     это      отсутствие предотвратимого вреда, рисков его возникновения и (или) степень снижения допустимого вреда жизни и здоровью граждан, медицинских и фармацевтических работников, окружающей среде при осуществлении медицинской деятельности.

Признавая       безопасность       пациентов       в     качестве       ключевого приоритета здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения в рамках 72-ой сессии 25 мая 2019 года приняла резолюцию WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» и объявила 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.

Цель     Всемирного     дня     безопасности       пациентов      –    повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях, направленных на повышение

безопасности пациентов и снижение вреда для пациентов во всем мире, как 1

профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников,

различных организаций, представляющих интересы пациентов.

В 2024 г. для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема «Улучшение диагностики для безопасности пациентов», потому что правильная и своевременная постановка диагноза крайне важна для защиты      пациентов  и                  улучшения     исхода      заболевания.        Надежность диагностики можно существенно повысить путем устранения системных проблем и когнитивных факторов, которые могут приводить к рискам некорректной диагностики. К системным факторам относятся недостатки диагностического процесса, повышающие вероятность нежелательных событий,     связанных     с     диагностикой,       в     том                  числе  неэффективная коммуникация между медицинскими работниками или между медицинскими работниками и       пациентами, чрезмерная       рабочая       нагрузка                  и рассогласованность действий в команде. Когнитивные факторы включают особенности        подготовки           и        опыта        клиницистов,        а         также предрасположенность к искажениям восприятия, усталости и стрессу.

Диагноз отражает суть заболевания пациента, и его правильное определение является условием для получения необходимой помощи и лечения. Нежелательные события, связанные с диагностикой, имеют место в тех случаях, когда не удается правильно и вовремя оценить состояние пациента, в результате чего диагноз ставится неправильно или слишком поздно, либо врачу не удается распознать заболевание или корректно разъяснить его пациенту. ВОЗ призывает сделать все необходимое для того, чтобы пациенты участвовали в выработке политики, были представлены в структурах управления, привлекались к совместной разработке стратегий по обеспечению безопасности и становились активными партнерами

медицинских работников при оказании помощи. 2

Задачи Всемирного дня безопасности пациентов 2024 г.:

 

1. Повысить осведомленность пациентов о возможных рисках в

диагностике, и подчеркнуть ключевую роль правильной, своевременной и безопасной диагностики в обеспечении безопасности пациентов;

2. Привлечь особое внимание к безопасности диагностики в рамках политики обеспечения безопасности пациентов и клинической практики на всех уровнях здравоохранения в соответствии с Глобальным планом действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг.;

3. Укрепить сотрудничество между федеральными, региональными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения, медицинскими работниками, пациентскими организациями и другими заинтересованными сторонами в развитии безошибочной, своевременной и безопасной диагностики;

4. Предоставить пациентам и их семьям возможность активно взаимодействовать   с      медицинскими      работниками                   и      органами исполнительной       власти     в     сфере      здравоохранения     для     улучшения диагностических процессов.

Обеспечение максимального уровня безопасности здравоохранения – актуальная задача национального масштаба, для решения которой требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон, включая государственные, ведомственные, общественные (в том числе пациентские) организации.

В     сентябре       2024     года      Минздравом       России      совместно       с Росздравнадзором и при взаимодействии с представительством ВОЗ в России запланированы мероприятия, посвященные Всемирному дню безопасности пациентов:

• интерактивный опрос для пациентов и медицинских работников по актуальным вопросам безопасности пациентов, цель которого – анализ осведомленностио приоритетныхвопросах, связанныхс безопасностью при получении и предоставлении медицинской помощи;

• проведение       региональных       тематических пресс-конференций и брифингов по      вопросам          безопасности пациентов                       с    участием представителей ВОЗ в Российской Федерации, представителей Минздрава России, Росздравнадзора, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также ведущих медицинских,     научных и     образовательных     организаций     в        сфере здравоохранения и профессиональных медицинских сообществ;

• проведение тематических мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов: интерактивных мастер-классов, лекций, тематических встреч, «дней открытых дверей» и иных мероприятий, включая          инициативы                   по                      привлечению               внимания      пациентов      и    их родственников к вопросам диагностики иважности соблюдения требований по подготовке к диагностическим исследованиям

• проведение         Всероссийского        конкурса        «Лидер       качества        в здравоохранении» – для команд специалистов в сфере здравоохранения, реализовавших успешные проекты, направленные на улучшение качества и безопасности медицинской деятельности.

Выражаем уверенность, что Всемирный день безопасности пациентов привлечет                        внимание        общественности         к      вопросам       обеспечения безопасности, стимулирует совместную работу всех заинтересованных сторон и послужит основой для разработки программ по улучшению безопасности и качества жизни и здоровья граждан в Российской

Федерации.

По всем вопросам, связанным с подготовкой и сопровождением

мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов,

рекомендуем обращаться в контакт-центр ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора по телефону +7(495)980-29-35 (доб. 6) или электронной почте info@nqi-russia.ru.

Информационные и методические материалы представлены на сайте ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора в разделе «Всемирный день безопасности пациентов».

Предлагаем также делиться информацией о наиболее эффективных подходах к организации и проведению диагностических исследованиях в целях обеспечения безопасности пациентов, а также информацией о лучших практиках, касающихся обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, заполнив форму на нашем сайте в разделе «Банк лучших практик».

ГБУЗ НО "ИНФЕКЦИОННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №2
режим работы: круглосуточно
адрес: г. Нижний Новгород, Барминская 8а